Top.Mail.Ru
 
Оплатить
+7 (499) 112-14-34
+7 (499) 116-53-85
Персональный банк
Донорский банк
Каталог доноров
Транспортировка
О Репробанке
Новости и Акции
Контакты
Оплатить

Можно ли передать замороженные половые клетки и эмбрионы по наследству?


В статьях на нашем сайте мы много раз рассказывали о том, что в состоянии криоконсервации («заморозки») половые клетки и эмбрионы теоретически могут храниться неограниченно долго. Например, не так давно был установлен очередной рекорд: у американской пары родилась двойня после применения эмбрионов, хранившихся в криобанке 30 лет. Когда эти эмбрионы были заморожены, их нынешнему отцу было всего 5 лет.

Современная криомедицина открывает огромные возможности. Но параллельно возникают и новые вопросы. Например, если человек решил сохранить свои половые клетки или эмбрионы, а потом ушел из жизни или просто «пропал с радаров» – какая судьба ожидает в этом случае его биоматериал? Смогут ли этим материалом воспользоваться его родственники, супруг/супруга? Тут мы плавно переходим из медицинской плоскости в юридическую.

Реальность такова, что на данный момент в России фактически нет законов, регулирующих наследование биоматериала. А отсюда следует, что в нашей стране такое невозможно, в отличие, например от Великобритании, США или Израиля. После смерти человека, сдавшего биоматериал, «вступить в права наследства» и получить по наследству биоматериал в нашей стране не получится. Есть и другие юридические тонкости.

Что об этом говорит российское законодательство?

Говоря о наследовании биологического материала, стоит упомянуть о трех положениях действующего на данный момент законодательства РФ:

  • В п. 1 ст. 55 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорится: «вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и/или криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства)».
  • А вот фраза из п. 3 ст. 55 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: на применение ВРТ имеют право: 1) одинокая женщина при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство либо 2) мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке (супруги/партнеры), при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

Таким образом, одинокие мужчины, которые не состоят в браке или не имеют партнерши, в паре с которой диагностировано бесплодие, не могут воспользоваться ВРТ.

Отсюда следуют важные выводы.

Во-первых, вспомогательные репродуктивные технологии применяются по медицинским показаниям, регламентированным законом, а именно в целях лечения диагностированного бесплодия у пары либо у одинокой женщины, не имеющей партнера.

Во-вторых, возникают юридические тонкости в случаях, когда необходимо использовать биоматериал партнера. При применении ВРТ информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство партнеры дают обоюдно (то есть совместно), что вытекает из п. 3 ст. 55 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что является условием применения ВРТ. Таким образом, партнер должен подписать такое согласие лично, что невозможно сделать в случае ухода партнера из жизни. В результате этого использовать биоматериал партнера после ухода его из жизни, в соответствии с действующим законодательством РФ, невозможно.

Случай из реальной практики

В 2017 году пара из Ростова-на-Дону обратилась в клинику репродуктивной медицины, чтобы провести ЭКО. Врачам удалось получить четыре эмбриона: два сразу перенесли женщине в матку, а два оставили в криобанке.

Женщина так и не забеременела. А в 2018 году скончался супруг – он был на 30 лет старше нее. Женщина решила использовать два оставшихся эмбриона, обратилась в клинику, но там ей отказали. Специалисты клиники сослались на то, что перед ЭКО и заморозкой эмбрионов пара подписала договор, в котором было указано, что в случае их смерти биоматериал должен быть утилизирован.

Тогда женщина решила обратиться в суд. Она требовала признать эмбрионы частью наследства ее мужа, на которое она имеет полное право. Судья не увидел в действиях клиники никаких нарушений. В соответствии с российским законодательством эмбрионы не являются объектом собственности, а потому не могут быть признаны и наследством.

Планируя криоконсервацию своего биоматериала, нужно заранее задуматься об этих юридических тонкостях. Если вы решили передать свои половые клетки или эмбрионы другому человеку, будь то даже супруг/супруга или близкий родственник, вы должны понимать существующие правовые ограничения дальнейшего использования такого биоматериала.

Совсем иная ситуация с донорским материалом. Донор заключает с клиникой договор, передает ей свои клетки, и в дальнейшем их можно использовать, даже если донор ушел из жизни или не выходит на связь. Его дальнейшего участия не требуется: собственно, на этом и основано анонимное донорство. Здесь важно понимать, что при вступлении в донорскую программу, донор не имеет никаких прав на будущих биологических детей, рожденных с помощью его биоматериала.

Автор статьи

Максакова Александра Юрьевна

Руководитель юридического отдела Репробанка

+7 (499) 116-54-05

info@reprobank.ru

21.01.2023